Дорогой читатель, тема моего сегодняшнего монолога - Джон Толкин, а в частности, его "средиземские произведения". Размышления носят тезисный характер, предназначены больше для внутреннего пользования и будут неудобочитаемы и вряд ли оригинальны.
читать дальше1. Повесть "Хоббит" и роман "Властелин колец" - книги более серьёзные, чем обычно принято считать. (Даже среди "широких масс" ролевиков и толкинистов. Ссовременный ролевик может и не знать Толкина. Или знать его по экранизации. Tempora mutantur*.)
2. Толкин - создатель нового литературного метода ("конструирования миров" и т. п.). Идея создания "новой мифологии" встречается в манифестах немецкого романтизма в нач. XIX в., но в рамках этого течения с достаточной полнотой она воплощена не была. (Чего, я считаю, нельзя сказать о творчестве Толкина.)
3. Роман "Властелин колец" и примыкающий к нему "Хоббит" имеют синтетическую природу. Основные жанровые компоненты: сказка, героический эпос и собственно роман (Авантюрный, "исторический", философский, роман-антиутопия, роман-утопия и др.).
4. Бытующее по сей день понимание "средиземского цикла" (как и популярность поздней фэнтезийной литературы) связано со спецификой толкиновского метода, с его своеобразным "эскапизмом". (Каковой, замечу, вопреки расхожему мнению, далеко не исчерпывает его сути.) Современная фэнетезийная литература - это в первую очередь авантюрные произведения с механически включёнными философско-этическими и эсхатологическими мотивами. (Своеобразная "дань" Профессору. Мыслимо ли современное фэнтези без спасения мира и нравственных терзаний героя?) Больше общих черт у сегодняшнего фэнтези и Толкина, по существу, нет.
5. В отличие от большинства современных фэнтезийных произведений, содержание толкиновского цикла в первую очередь метафизическое. Авантюрный план цикла - оболочка, адекватная, хотя и неожиданная форма выражения художественной идеи.
6. В трёх словах эту идею можно описать как синтез христианской доктрины и романтического мировоззрения. Плюс сильнейшее влияние времени - двадцатого века. "Глобальность" Гомера - фантастика, преувеличение. "Глобальность" Толкина - почти прямое отражение реальности. ("Мировые" войны и т. п. ) Так эпос, сохраняя свои формальные приметы, получает принципиально новое звучание. Новое звучание эсхатологии: конец света в мифологии и религии редко зависит от конкретных, данных людей (не эпических героев!). У Толкина конец света прямо зависит от личного нравственного выбора. Это одновременно отражение того факта, что в XX веке человечество получило материальную возможность уничтожить мир, не прибегая для этого к помощи высших сил, и выход к проблеме христианской ответственности каждого за всех.
7. Главное в методе Толкина: особое единство мифологического и исторического начал в мире произведения (черта, характерная для романа XX в.) Мир "средиземского цикла" - мир без пропасти между высшим и обыденным. (Точнее, эта пропасть постепенно образуется в нём и пока ещё не носит абсолютного характера.) Миф и повседневная реальность там лишены принципиального различия. (Похожая ситуация наблюдается и в наше время - см. предыдущий пункт.)
8. Романтическое и христианское мировоззрения у Толкина не конфликтуют между собой. (Интересно, что русской литературе больше свойственно противопоставление одного другому.)
===============================
* времена меняются (лат.)
В качестве записной книжки
Дорогой читатель, тема моего сегодняшнего монолога - Джон Толкин, а в частности, его "средиземские произведения". Размышления носят тезисный характер, предназначены больше для внутреннего пользования и будут неудобочитаемы и вряд ли оригинальны.
читать дальше
читать дальше