понедельник, 20 июля 2009
"...Термин "сознание" в принципе означает какую-то связь или соотнесённость человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обострённым чувством сознания. Оно связано в то же время с какой-то иномирной ностальгией". (М. К. Мамардашвили "Проблема сознания и философское призвание".)
пятница, 17 июля 2009
Тест: Запах твоей души…
Запах тайны
Книжной пыли, кофе, древесины,
свежей типографской краски, кожаных обложек,
горящих свечей, дорогих сигар,
еловых ветвей, старинных фотографий и неразгаданных тайн.
register_image(893573379);
Пройти тест
Запах тайны
свежей типографской краски, кожаных обложек,
горящих свечей, дорогих сигар,
еловых ветвей, старинных фотографий и неразгаданных тайн.

Пройти тест
четверг, 16 июля 2009
Ещё одно мнение о роли настоящего, прошлого и будущего.
"Секуляризация (обмирщение) (а вместе с тем и профанация) истории состоит в превращении фактической действительности прошедшего, не престающей жить в нас, в одно отвлечённое представление о прошлом, выражающееся только в памяти о нём или любознательности, которая считается тем более научною, чем она объективнее, бесстрастнее, бесчувственнее, словом - чем она мертвеннее...
Определение истории как только мысленного воспроизведения прошедшего доказывает, что у дающих такое определение есть только мысль да воображение, а чувство и воля здесь ни при чём...
Неудовлетворённость Настоящим и безнадёжность, безотрадность Будущего - вот роковое следствие отречения от родного Прошедшего, от истории жизни и смерти отцов наших. Это и есть Страшный Суд Истории над тем, кто, поглощённый мигом Настоящего, не видит двух окружающих его бесконечностей: Минувшего и Грядущего, и ставит себя выше тех, кому мы обязаны жизнью".
Н. Ф. Фёдоров
Полный текст
"Секуляризация (обмирщение) (а вместе с тем и профанация) истории состоит в превращении фактической действительности прошедшего, не престающей жить в нас, в одно отвлечённое представление о прошлом, выражающееся только в памяти о нём или любознательности, которая считается тем более научною, чем она объективнее, бесстрастнее, бесчувственнее, словом - чем она мертвеннее...
Определение истории как только мысленного воспроизведения прошедшего доказывает, что у дающих такое определение есть только мысль да воображение, а чувство и воля здесь ни при чём...
Неудовлетворённость Настоящим и безнадёжность, безотрадность Будущего - вот роковое следствие отречения от родного Прошедшего, от истории жизни и смерти отцов наших. Это и есть Страшный Суд Истории над тем, кто, поглощённый мигом Настоящего, не видит двух окружающих его бесконечностей: Минувшего и Грядущего, и ставит себя выше тех, кому мы обязаны жизнью".
Н. Ф. Фёдоров
Полный текст
Понять, что жизнь другого человека тебя не касается - очень легко. Это же аксиома: не лезть туда, где ты не нужен, правда?
В жизни эта простая формула часто даёт осечки. Почему? Потому что люди от эмоций теряют рассудок и перестают понимать простые вещи?
Вовсе не обязательно.
Когда любящие друзья советуют своему товарищу бросить сходить с ума из-за Неё, потому что Она его на самом деле... (дальше следует перечисление очевидных признаков и доказательств того, что...), они смотрят на Неё как на объект. Её сознание для них не собеседник, а нечто данное само по себе и доступное наблюдению.
На самом деле их товарищ может прекрасно видеть и понимать всё то же самое, что и они. Загвоздка в том, что он не хочет и не может смотреть на Неё только как на объект. Ему нужен диалог. Взгляда со стороны, пусть и непредвзятого, ему не хватит. Суть объективного познания - в непредвзятости, суть диалога - в заинтересованности, и они не могут друг друга заменить, только дополнить.
Так что, когда вы, как вам кажется, имеете дело с любовной горячкой или с чёрствостью друзей, на самом деле может иметь место гносеологический конфликт. Так-то.
В жизни эта простая формула часто даёт осечки. Почему? Потому что люди от эмоций теряют рассудок и перестают понимать простые вещи?
Вовсе не обязательно.
Когда любящие друзья советуют своему товарищу бросить сходить с ума из-за Неё, потому что Она его на самом деле... (дальше следует перечисление очевидных признаков и доказательств того, что...), они смотрят на Неё как на объект. Её сознание для них не собеседник, а нечто данное само по себе и доступное наблюдению.
На самом деле их товарищ может прекрасно видеть и понимать всё то же самое, что и они. Загвоздка в том, что он не хочет и не может смотреть на Неё только как на объект. Ему нужен диалог. Взгляда со стороны, пусть и непредвзятого, ему не хватит. Суть объективного познания - в непредвзятости, суть диалога - в заинтересованности, и они не могут друг друга заменить, только дополнить.
Так что, когда вы, как вам кажется, имеете дело с любовной горячкой или с чёрствостью друзей, на самом деле может иметь место гносеологический конфликт. Так-то.
суббота, 11 июля 2009
В противовес пониманию бытия как вечного настоящего (как у древних греков в трактовке Мамардашвили) Ю. М. Лотман - тоже известный мыслитель - говорил вот что:
"Путь как отдельного человека, так и человечества усеян нереализованными возможностями, потерянными дорогами. Гегельянское сознание, вошедшее даже незаметно для нас в самую плоть нашей мысли, воспитывает в нас пиетет перед реализовавшимися фактами и презрительное отношение к тому, что могло бы произойти, но не сделалось реальностью. Размышления об этих потерянных дорогах гегельянская традиция третирует как романтизм и зачисляет по ведмоству пустых мечтаний... Можно, однако, представить себе и такой взгляд, согласно которому именно эти "потерянные" пути представляют одну из наиболее волнующих проблем для историка-философа".
В этой же книге Лотман писал, что в режиме бытия настоящего вообще не существует. "...Особенно интересно исчезновение настоящего. Оно оказывается лишь лишенным реальности, как геометрическая линия, пространством между прошедшим и будущим. А формула «прошлое страстно глядится в грядущее»* звучит как пророческое предсказание современных представлений о перенесении в нашем сознании прошлого в будущее."
* Ю. М. Лотман анализирует стихотворение А. А. Блока "Художник".
"Путь как отдельного человека, так и человечества усеян нереализованными возможностями, потерянными дорогами. Гегельянское сознание, вошедшее даже незаметно для нас в самую плоть нашей мысли, воспитывает в нас пиетет перед реализовавшимися фактами и презрительное отношение к тому, что могло бы произойти, но не сделалось реальностью. Размышления об этих потерянных дорогах гегельянская традиция третирует как романтизм и зачисляет по ведмоству пустых мечтаний... Можно, однако, представить себе и такой взгляд, согласно которому именно эти "потерянные" пути представляют одну из наиболее волнующих проблем для историка-философа".
"Культура и взрыв"
В этой же книге Лотман писал, что в режиме бытия настоящего вообще не существует. "...Особенно интересно исчезновение настоящего. Оно оказывается лишь лишенным реальности, как геометрическая линия, пространством между прошедшим и будущим. А формула «прошлое страстно глядится в грядущее»* звучит как пророческое предсказание современных представлений о перенесении в нашем сознании прошлого в будущее."
* Ю. М. Лотман анализирует стихотворение А. А. Блока "Художник".
пятница, 10 июля 2009
Проблемы т. н. личной жизни можно представить не как проблемы существования, а как проблемы общения. Это намеренное сужение подчёркивает суть и основу. Дело не в том, как я существую, а как я сосуществую (в том числе и с самим собой).
четверг, 09 июля 2009
"Не сейчас" может превратиться в "никогда", не только выражая завуалированный отказ. Ощущение неуместности своих поступков появляется ещё, когда сознание находится в чужих для себя ситуациях, когда есть какое-то несовпадение между собой и окружающим.
воскресенье, 05 июля 2009
Примечательно, что
Участники некоторой ситуации чуть позже попадают в такую же, но в другой роли. Они несколько раз меняются местами. Через это они, допустим, могут понять оценки, отношения, мысли, ожидания других. Точно так же они могут понять возможность или невозможность того или иного "варианта" развития , поэтому все остаются при своих. Status quo.
Такая сюжетность... позволяет при желании видеть за собой больше, чем совпадения. В ней просвечивает смысл. Но отсутствие развития и глупость коллизий (помноженная на число повторений) говорят, наоборот, об абсурде. В чём его причина?
- В чём, в чём... Не бином Ньютона...
- Умно. Только отрицать проще, чем утверждать. "Как надо?" - снова спрашиваю я. Тишина, тишина...
Участники некоторой ситуации чуть позже попадают в такую же, но в другой роли. Они несколько раз меняются местами. Через это они, допустим, могут понять оценки, отношения, мысли, ожидания других. Точно так же они могут понять возможность или невозможность того или иного "варианта" развития , поэтому все остаются при своих. Status quo.
Такая сюжетность... позволяет при желании видеть за собой больше, чем совпадения. В ней просвечивает смысл. Но отсутствие развития и глупость коллизий (помноженная на число повторений) говорят, наоборот, об абсурде. В чём его причина?
- В чём, в чём... Не бином Ньютона...
- Умно. Только отрицать проще, чем утверждать. "Как надо?" - снова спрашиваю я. Тишина, тишина...
I'll send an S O S to the world, I'll send an S O S to the world...
среда, 01 июля 2009
Не все круги могут быть замкнуты волей человека. Но способность к этому - безусловное проявление божественного подобия, к которому приходитс следует относиться как минимум уважительно.
вторник, 30 июня 2009
Отношение к смерти я не могу выразить словами. Её внезапность постфактум выходит за рамки моего языка.
воскресенье, 21 июня 2009
Известно, что простейшие, базовые эмоции, сохраняются дольше других, сложных. Шизофреник, утрачивая способность к адекватным реакциям и интерес к окружающему, дольше всего продолжает испытывать гнев и голод. Так же и вытесненное желание общения некоторое время остаётся как простое влечение.
четверг, 18 июня 2009
"...Во всём близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо... Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал".
пятница, 12 июня 2009
Мои записи кажутся сухими и сентенциозными, может быть. Но мои мысли больше похожи на поток голосов, часто противоречивых и перебивающих друг друга. На самом деле, каждая фраза, записанная здесь - не утверждение, а цепочка вопросов, свёрнутая в короткий тезис.
четверг, 11 июня 2009
На Музкоме по вечерам пусто и свободно. Его портик опустел, на парапетах появилась ажурная ограда, и даже роллеров нет... Июнь же в городе такой, как и всегда, с быстрыми сменами духоты и холода, серым небом. Зелёные ветки снова низко нависают над старыми тротуарами. Во дворах лужи. Остро пахнет землёй. Всё это как будто для того чтобы не забывать, чтобы в потоке нового не давать себе потерять то, что уже случилось и осталось с тобой.
На горизонте клубятся тучи. Нас уже ждут.
На горизонте клубятся тучи. Нас уже ждут.
среда, 20 мая 2009
Интересно, когда думаешь о чём-то и через некоторое время встречаешь эту мысль в книге.
"...Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом безжизненности, смерти".
"...Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом безжизненности, смерти".
Э. Фромм "Иметь или быть?"
понедельник, 18 мая 2009
На практике человек не часто существует свободно, предпочитая свободе хитросплетённые манипуляции с собой и ближними.
Свобода... это сложно.
Вообще, здесь был длинный пост о стабильности и рутине, который я стёр.
Свобода... это сложно.
Вообще, здесь был длинный пост о стабильности и рутине, который я стёр.
суббота, 16 мая 2009
Ночь музеев в Хабаровске. Дальневосточный художественный музей. Около 1800 участников.